Помним о преступлениях Кремля.
Вы слышали о расстрелянном КОНГРЕССЕ БАНДУРИСТОВ в Харькове в 30-е годы?
По всей Украине официально было объявлено, что кобзарей из всех областей приглашают в тогдашнюю столицу УССР г. Харьков на Всеукраинский кобзарский съезд. Все должны были появиться с бандурами, потому что кроме собственно съезда, будут, мол, творческие соревнования.
Кобзари, бандуристы, лирники приехали на конгресс с всей Украины, из маленьких забытых деревень. Было несколько сот присутствовавших на конгрессе.
Это живой музей, живая история Украины, все ее песни, ее музыка и поэзия. И вот почти всех их застрелили, почти все эти душещипательные певцы были убиты.
30 декабря 1930. Наступил день открытия съезда. Кобзари заполнили один из лучших харьковских театров. У каждого в руках инструмент, каждый одетый в праздничную вышиванку.
Съезд открылся совместным исполнением Шевченко «Реве и стонет Днепр широкий... Представьте, весь зал (а собрались мастера высшей пробы) вдохновенно поет!..
Затем были поздравления от правительства Украины, доклады о состоянии кобзарства, пути дальнейшего его развития. Вот уже и вечер, можно было бы на сегодня закончить... Но кто-то удерживал всех. Какая-то тревога вползала в сердца делегатов. А тем временем на всех выходах из зала появились молодые в гражданском, но с явно военной выправкой. Вскоре ряд за рядом начали поднимать делегатов и под строгим наблюдением выводить во двор, а там уже ждали грузовики. Кобзарей, а это были в основном пожилые люди, плотно укладывали в машины и, прикрыв брезентом, куда-то везли. Никто ни на какие вопросы не отвечал.
Вереница машин неслась по ночным улицам Харькова в сторону железной дороги, к товарной станции. Там, в отдаленном тупике, уже стоял эшелон - десяток «телячьих» вагонов.
Уже через час все делегаты недавнего съезда были в вагонах. Зазвенели засовы, прозвучала команда, и поезд тронулся. И здесь, подчиняясь велению сердца, эшелон запел:
«Як умру, то поховайте
Мене на могилі,
Серед степу широкого
На Вкраїні милій…»
Погрузив в эшелоны, их подвезли к окраинам ст. Казачья Лопань.
Поздно вечером кобзарей и лирников вывели из вагонов в лесополосу, где были заранее вырытые траншеи. Построив незрячих кобзарей и их малолетних поводірей в одну шеренгу, отряд особого отдела НКВД УССР начал расстрел... Когда все было закончено, тела расстрелянных забросали известью и присыпали землей. Музыкальные инструменты сожгли рядом...
В декабре 1933 на пленуме Всеукраинского комитета профсоюза работников искусств, коммунистическая верхушка назвала украинские народные музыкальные инструменты гусли и бандуру "классово-враждебными".
Печатаются только "разоблачительные" материалы о кобзарях. Например, такое: "Сомнительные бандуристы... под видом народного творчества протягивают старый националистический хлам" или "...надо принять самые решительные мері по искоренению кобзарского национализма". А тем временем музыкальные фабрики власти обязали даже не сотнями, а миллионами изготавливать "кудесницы-гармошки", "кудесники-баяны" и "кудесницы-балалайки". К травле кобзарей подключают и украинских советских писателей - Юрий Смолич писал: "Кобза таит в себе полноту опасности, потому что слишком крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с романтикой казацкой и Сечи Запорожской. Это прошлое кобзари старались непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам кафтана и шаровар".
Эта трагедия, как ее называют, «харьковская трагедия», нанесла непоправимый удар по движению кобзарства. Уже никогда больше кобзари не ходили и не ходят по селам Украины, не поют своих знаменитых дум и исторических песен. И сохранились их песни только благодаря нашим этнографам-профессионалам,
Комментарии
кроме хасидов в умань больше никто не ездит. дохвалылысь .
Через два года их добивали Голодомором. Они, как нынче модно говорить, социально незащищённые, умирали прямо на пыльных «шляхах» от истощения, укрывшись бандурами и глядя невидящими глазами в синее небо. Вечная им светлая память…
Потом в 37-м их расстреливали «энкаведисты» и массово закапывали в Быковне под Киевом и на улице Дзержинского в Запорожье. Вечная им светлая память…
Ещё через 5 лет, выживших кобзарей на тех же «шляхах» давили немецкие танки, потому что не нравились оккупантам их свободолюбивые мотивы, а потом расстреливали в оврагах воины-освободители. Вечная им светлая память…
Потом ещё 10 лет их отлавливали и, или сразу «кончали», или давали долгие «сроки» и отправляли в «солнечный Магадан» на верную смерть каратели из МГБ. И им вечная светлая память…
И всё же кобзари выжили. Если бы не так, то были бы безвозвратно потеряны тысячи прекрасных украинских народных песен, баллад и дум. Если сейчас Украина официально признана наиболее песенной нацией на планете, то разве можно говорить, что кобзари перевелись?
Классы бандур работают едва ли не в каждой музыкальной школе. «Національна спілка кобзарів України» объединяет тысячи самодеятельных исполнителей и профессионалов. А не ходят они по пыльным дорогам Украины по другой причине… «Вата» в Лугандоне скора на расправу не хуже прошлых янычар-чекистов. Да и у нас на Запорожье где-нибудь в Каменке или Знаменке и помидором не угостят. Просто время не пришло…
Верю – время придет. Вот только победим в АТО, научимся любить Украину и выгоним коррупционеров, регионалов и коммуняк с родной земли, и зазвучит в полный голос музыкальная великая Правда про Украину и её славную историю, как гулял Байда, как «хвалилися гайдамаки на Умань ідучи»…
RSS лента комментариев этой записи