Есть достаточно простая китайская мудрость, постичь которую, однако, не под силу даже изысканным интеллектуалам XXI века: «Исправлена ошибка - уже не ошибка, а ошибка, повторенная дважды, - это крах». То, что украинство медленно, с болью и отчасти нежеланием возвращается к своим истокам, то, о чем некоторые интеллектуалы говорят как о необходимости «надеть чистую рубашку», так или иначе свидетельствует о желании исправлять ошибки.
И не суть важно, кто их допускал. Мы не можем констатировать вину нынешних сорокалетних и даже тех, кто разменял шестой десяток, за то, что они молчали о страшном геноциде. Просто их родители или бабушки до сих пор боятся вспоминать то время. Мы можем говорить о причинах, рассуждать о вдохновителях и исполнителях. Но нет оснований считать, что авторами этого невиданного истребления была только одна, определенная нация, и среди «бойцов продразверстки» не было ни одного украинца.
Мы опять имеем дело с виртуальным противником, с виртуальным обидчиком украинства - призраком бывшей империи, призраком, что уже не бродит Европой. Но мы же до сих пор (как когда-то большие идеалисты времен УНР) неохотно признаем, что коммунизм характерен для сознания определенного процента наших сограждан. Коммунизм - не как система ценностей, морали, а как присущее люмпенам желание поделить все, заглянуть в карман соседу, проигнорировать мнением одного человека в угоду общепринятому общественному мнению, загнать инакомыслящих в тюрьмы, силой насадить кем-то определеные и задекларированные стандарты. Так, вместе с желанием исправить ошибку мы, с другой стороны, легкомысленно создаем почву для ее повторения, а, следовательно, и краха.
Потребность «надеть чистую рубашку» превращается в дилемму для сообщества. Как бы ни было трудно выбросить все символы тоталитарной эпохи где-то на свалку, - эта задача все же по силам. Другое дело, - избавиться от мировоззренческих комплексов, оставленных нам в наследство, другое дело, - заставить власть отказаться от проверенного ее предшественниками инструментария осуществления полномочий, среди которых - нетерпимость к правде, когда она касается «неприкасаемых», византийщина, прикрытая фиговыми листочками пиара, соблазн применения админресурса или банальное стремление нажиться за счет своей, близкой к «корыту», должности.
Если мы вслух говорим о преступлениях коммунистической идеологии, то, скажите, почему до сих пор, на двадцать третьем году независимости, последователи Ленина - Сталина является легальной партией в Украине? Разве есть необходимость ожидать согласия мирового сообщества, чтобы создать международный трибунал вроде Нюрнберга? «Цивилизованный Запад» никогда не поймет необходимости такого органа, как, простите за некорректное сравнение, сытые не понимали голодных в 1933-м.
По моему мнению, нынешние коммунисты обязаны своим существованием только... украинской власти. Она всегда видела в них силу, готовую у подтанцовке в довольно деликатных ситуациях. Не вопрос, - Симоненко и Ко всегда пользовали в роли карманной оппозиции, в специфических политтехнологических схемах, в частности в избирательных. Как и «толерацию» со стороны всех действующих режимов относительно сил, илюзорно кардинально противоположных, антагонистических коммунистам. Вас, к примеру, не удивило, с какой отреченностью восприняли «правоохранители» факельные марши на годовщину Бандеры, - не только в Киеве, но и в Донецке, Днепропетровске. А теперь вспомним похожие вещи Кучмовой эпохи - эрзац-УНА-УНСО в черных рубашках для телевизионной картинки...
«Демократии портятся довольно быстро; портятся они лингвистически или, если желаете, риторически – таким есть Оруэловский аргумент относительно языка. Они разлагаются, потому что большинство людей не очень тревожится за их судьбу», - пишет Тони Джадт в статье «Интеллектуалы и демократия».
Ігор Гулик, uainfo.org
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи